МТК март-апрель 2019

размещено в: СМИ о нас | 0

Увековечена память экипажа подводной лодки «Сомъ»

8 апреля на территории Морского технического колледжа имени адми- рала Д.Н. Сенявина (Дальневосточный пр., д. 26) была высажена аллея из восемнадцати голубых елей, и установлена памятная доска с именами мо- ряков, погибших при исполнении воинского долга в Аландском море (тер- риториальные воды Шведского королевства) 23 мая 1916 года во время Первой мировой войны вместе с кораблём – подводной лодкой Россий- ского Императорского флота «Сомъ».


В церемонии приняли участие потомки членов экипажа, в том числе внук коман- дира подводной лодки «Сомъ» Хрисанфа Бугураева Иван Бугураев, руководство и ветераны ВМФ РФ, депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга, представители Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга, предста- вители морской общественности, учебных учреждений, преподаватели, курсанты.
После торжественного построения курсантов, исполнения гимна слово для выступления было предоставлено почётным гостям.
Алексей Михайлов, вице-президент фонда «Морское мировое наследие «Сомъ», подчеркнул, что Морской технический колледж имени адмирала Д.Н. Се- нявина выбран для этого события неслучайно: «Такое соприкосновение с исто- рией российского флота необходимо курсантам колледжа – будущим членам экипажей кораблей. Поэтому фонд намерен и далее развивать мемориал на тер- ритории СПбМТК – установить информационные стенды с рассказом о членах экипажа «Сомъ» и истории подводной лодки, а в перспективе – памятный камень или даже памятник».
Иван Бугураев, внук командира подводной лодки «Сомъ», сказал, что её история – это начало истории подводного флота России. «Мой дед Хрисанф Бугураев был на хорошем счету у Николая II. И его специально направили на «Сомъ», который во время Первой мировой исполнял чисто разведыватель- ные функции. У лодки была задача не пускать суда с углём и рудой из Швеции в Германию, и в ходе выполнения этой задачи она и погибла». Иван Александро- вич поблагодарил руководство колледжа за возможность увековечить память моряков такой церемонией. После выступлений настоятель храма Апостола Петра отец Дмитрий отслужил молебен в память о погибших моряках.

Затем состоялось торжественное открытие мемориальной доски с высе- ченными на ней именами членов экипажа подводной лодки «Сомъ».

Легендарный первопроходец «Сомъ»

В начале XIX столетия ещё и понятия такого не было – «подводный флот», были «подводные миноносцы», но русские подводные лодки уже несли боевую службу, прикрывая свою главную морскую базу – Владивосток.
У подлодки «Сомъ» слав- ная боевая биография. Спу- щена она была на воду 2 июня 1901 года на верфи Льюиса Никсона в США и первона- чально называлась «Fulton». Но в 1904 году её купил наш Невский завод, и она вошла в состав Российского импе- раторского флота под новым именем, кириллицей начер- танном на её борту. Участвова- ла в Русско-японской и Первой мировой войнах. Несла до- зорную службу, вела ближнюю разведку, решала задачи по охране своего побережья. При
этом успела побывать в трёх морских акваториях: на Дальнем Востоке, на Чёрном море, на Балтике. От моря до моря её транспортировали по суше, на железнодорожных платформах.

Несмотря на несовершенство конструкции и постоянные неисправности, «Сомъ» стал в Русско-японскую войну самой активной подводной лодкой. За 6 месяцев кампании 1905 года «Сомъ» 65 раз снимался с якоря и уходил в позиционные районы, удаляясь от Владивостока порой на 120 миль, причём под водой было пройдено свыше ста километров (93 мили). Общее время пребывания под водой составило свыше 16 часов. По тем временам это были рекордные цифры. А кроме того, «Сомъ» принял участие в испытании проти- володочных сетей. Вот как об этом пишет его командир: «27 марта снялся с якоря, погрузился на 16 футов, и, идя со скоростью 6 узлов, прорвал сеть, причём лодка быстро стала подниматься, не слушая горизонтальных ру- лей. Увеличил ход до 7 узлов, заставил лодку слушаться рулей. Всплыл по своему желанию на поверхность. Оказалось, я сеть прорвал и всю её вместе с буйками тащил за собой».
«Сомъ» в историю российского подводного флота вошёл и как перво- проходец подлёдного плавания. Из подводной лодки плохой ледокол, но ведь она может оставлять льды над собой. Идея подныривания под ле- дяной панцирь пришла в голову отчаянному лейтенанту Владимиру Тру- бецкому. Чтобы не срубить перископ о ледяную глыбу, подводникам при- ходилось держаться подальше от берега и то и дело уходить на глубину. А вскоре выяснилось, что путь домой, в базу, был забит льдом между остро- вами Скрыплева и Русским. На свой страх и риск лейтенант Трубецкой ре- шил преодолеть ледяную перемычку под водой и преодолел!
Всё это были первые шаги будущей российской подводной армады. А тогда каждая походная боевая миля была связана с огромным риском. Сегодня, когда атомные подводные лодки ходят под ледяным куполом Арктики на Северный полюс, не забудем о тех, кто первым погружался под морские льды.
Последним командиром «Сома» стал донской казак из станицы Усть- Белокалитвенской лейтенант Хрисанф Константинович Бугураев. Надо за- метить, что среди военных моряков было немало выходцев из кубанских- донских-терских казачьих краёв.
В 1916 году «Сомъ» вместе с другими подлодками 5-го дивизиона бази- ровался в Мариенхамне – столице Аландских островов, входивших в состав Российской империи. С осени 1915 года «подводный миноносец» ходил в дозоры в южную часть Ботнического залива на перехват шведских судов с железной рудой для Германии.
Поэтому, обнаружив в перископ шведский пароход «Ингерманланд», державший курс на юг, к германским портам, лейтенант Бугураев попытал- ся его остановить для досмотра груза…
…10 мая 1916 года в 4 часа утра подводная лодка «Сомъ», осуществлявшая патрулирование в районе Оландсгафа, погибла при подводном столкновении со шведским пароходом «Ингерманланд». В момент гибели на её борту на- ходилось 18 человек.

Татьяна КОРОТКИХ, заведующий музеем